Книжная гостиная

«Встречи на Ленинградской»

 

 

«Книгу заменить ничем нельзя.

Несмотря на новейшие открытия,

новые виды сохранения информации,

не будем спешить расставаться с книгой»

Д.С. Лихачев

 

Встреча с И.Г.Алепко, автором 5-ти книг хроник о Краснознаменном Балтийском флоте.

На встречу были приглашены представители администрации города, люди, имеющие непосредственное отношение к изданию книг, сотрудники городского музея Славы, члены клуба любителей военной истории, слушатели и служащие ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», читатели и сотрудники городской библиотеки, а также друзья и близкие автора.

Игорем Григорьевичем Алепко изданы 5 книг - хроник о наиболее ярких событиях, происходивших на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Все 5 книг объединяет общее название – «Краснознамённый Балтийский флот».

 

 

В первой книге, которая вышла в 2008 году, представлены очерки и хроника периода 1939-1945 годов.

 

 

Вторая книга вышла в 2011 году. Эта книга подробно раскрывает события 1942 года и Таллинского перехода.

 

 

2012 год - третья книга о Краснознаменном Балтийском флоте, хроника событий 1943 года.

2013 и 2014 год - 4-я и 5-я книги, соответственно - хроника событий 1944 и 1945 годов.

 

 

Все книги с посвящением «Памяти доблестных моряков Краснознаменного Балтийского флота посвящается». Пятая, только - что изданная книга, посвящена 40-летнему юбилею нашего города.

Многие годы автор собирал по крупицам материалы о действиях Краснознаменного Балтийского флота в 1939–1945 годах. Это был кропотливый и тщательный поиск. В книгах впервые в историографии Балтийского флота представлен систематизированный материал хроники боевых действий с 1939 по 1945 годы. Достоинствами книг является также то, что в них большое количество фотографий участников описываемых событий и кораблей, карт и схем, приложения.

Рассказ о каждом корабле — целая жизнь, которая так и просится на экран кино или телевидения, чтобы о ней узнали многие миллионы!

Автор выражает глубокую признательность директору ФГУП «НИТИ им. А.П.Алесандрова» В.А.Василенко и сотрудникам института, оказавшим неоценимую помощь при подготовке книги к изданию.

 

Из материалов о И.Г.Алепко:

 

Откуда берётся эта самая «морская романтика»?

Игорь Григорьевич Алепко родился в 26.03.1931 г. в Смоленске, на левом берегу Днепра на Краснофлотской улице. На сохранившихся довоенных фотографиях в трёх-, пяти- и семилетнем возрасте он снят дважды – в «матроске» и один раз – в бескозырке. Это невольный намёк на будущую профессию. Рано научившись читать, читал многого – по истории молодой тогда авиации, (когда самолёт ещё называли аэропланом, а бомбардировщик бомбовозом), по истории создания паровоза и автомобиля, из рассказов о Первой мировой войне узнал о Ютландском бое. Все окружающие мальчишки были в восторге от образа моряков в тогдашних фильмах «Мы из Кронштадта», «Гибель “Орла”», «Четвёртый перископ», по радио звучали песни о моряках, взрослые пели «Море спит, прохладой веет…» из к/ф «Путь корабля» или «Лейся, песня, на просторе..», так и возникал романтический восторг.

Яркие подвиги военных моряков в годы войны только добавляли гордости за наших моряков и порождали стремление стать такими же. Осенью 1947 года мечта о море стала осуществляться: 16-летний Игорь был принят в Рижскую школу юнг КБФ. В мае 1948-го получил назначение в Кронштадт ма-шинистом на гидрографическое судно «Ижора». В июле был откомандиро-ван в г. Ломоносов и как окончивший Школу юнг с отличием, был без экза-менов зачислен курсантом судомеханического отдела Ломоносовского Мореходного училища ВМС. Учился отлично. Плавательные практики курсантов проходили на судах ОВСГ, летом 1950 г. на Белом море, 3 месяца на пароходе «Ямал» (обошли все острова, посты и маяки, доставляя туда снабжение – топливо, продово-льствие и пр.) и 45 дней – в Мурманске кочегарами (в штате) на морском бук-сире МБ-10 финской постройки (таскали артиллерийские щиты, обеспечивая стрельбы эсминцев пр. 30). В 1951 г. – в Севастополе на купленном в 1946 г. у США океанском буксире МБ-33 известного капитана Г.И. Фалько. Обеспечивая летние манёвры ЧФ (таскали щиты для стрельб корабельной артиллерии и для высотного бомбометания дальними бомбардировщи-ками.) побывал в Ак-Мечети, Балаклаве, Батуми, Николаеве, Новороссийске, Одессе, Поти и Феодосии. Предусмотренный учебным планом по ВМП (Вое-нно-морско подготовке) 45-дневеный военный сбор И.Г. Алепко прошёл с 1 сентября 1951 г. на трофейном итальянском крейсере «Керчь». После сдачи Госэкзаменов на звание судового механика и экзамена по ВМП с 1 сентября 1952 г. полагалось пройти полугодовую стажировку в звании мичманов. Стажировка проходила в Таллине на 2-й Бригаде траления на трофейном немецком тральщике Т-701 у отличного командира, к/л Игоря Фёдоровича Белых (из числа тех курсантов училища им. Фрунзе, кто осенью 42-го защищал Сталинград). Принимали участие в осенних манёврах 8-го флота, базируясь в бухте Тагалахт острова Эзель, в ноябре выходили для спасения выскочившего на камни морского буксира МБ-54. В декабре выходили к Ханко встречать и обеспечивать переход в Таллин капитально отремонтированного финнами в счёт репараций ледокола «Волынец».

Получив назначение в г. Таллин, отработал там до конца августа 1953 г. 4-м механиком на ледоколе «Волынец», после чего поступил без экзаменов на судомеханический факультет Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адмирала Макарова. С июля по ноябрь 1954 г. участвовал в перегоне группы судов (10 сейнеров, 4 деревянные зверобой-ные шхуны и морской буксир на угле) в качестве 3-го механика буксира «Проворный». Караван следовал из Калининграда по СМП в порты Охотского моря, буксир – в порт Невельск на Сахалине.

При выходе из бухты Провидения вышел из строя двигатель на зверобой-ной шхуне. Все попытки взять её на буксир в штормовых условиях терпели неудачу — заведенные концы раз за разом обрывались. Игорь Григорьевич предложил старпому больше не суетиться, завести буксир не за кнехты, а за якорь, вытравив ещё и целую смычку якорь-цепи. Этот груз надёжно компе-нсировал все рывки, поэтому дальнейший почти десятисуточный переход до Петропавловска в условиях жестокого шторма прошёл без происшест-вий.

Летом 1955 года И.Г. Алепко перешёл на заочное отделение и поступил 3-м механиком на гидрографическое судно «Волномер», переоборудованное из трофейного немецкого угольного тральщика. Работая на этом корабле, Игорь Григорьевич досконально изучил акваторию Финского, Нарвского и Рижского заливов, маяки, мысы, банки, проходы, посетил многие острова, находясь на многих из них по нескольку дней. Корабль занимался промером глубин, постановкой и снятием буёв и сменой ацетиленовых баллонов на них.

В конце июля 1956 года ночью во время якорной стоянки западнее Пярну, заступая на вахту, Игорь Григорьевич заметил на горизонте в южном напра-влении сигнал бедствия – серии красных ракет. Сигнальная вахта на якор-ной стоянке не выставлялась, а вахтенный помощник на сигналы бедствия не реагировал и пытался отшутиться: какое там может быть бедствие, пока мы здесь? – полный штиль, камней и скал поблизости нет. Но Игорь Григо-рьевич потребовал разбудить командира и доложить ему. Приблизившись к терпящему бедствие судну (это было рыбоприёмное судно «Пенжино» водо-измещением примерно 1500 т), запросили голосом: что случилось? – Подорвались на мине! – Почему не затонули? – Мина взорвалась в 40 м от борта. Пробоин нет. Все механизмы сорвало с места, радио не работает! Электричества нет, есть пострадавшие. Аварийное судно было взято на буксир и приведено в порт Виртсу.

Как видим, флотом, его историей, кораблями и моряками автор, как и многие его тогдашние сверстники, интересовался с детских лет. Этот инте-рес и привел его в школу юнг и сформировал за годы учёбы широко эруди-рованного морского инженера высокой квалификации. Уместно отметить, что круг его интересов всегда простирался гораздо шире учебных программ, включая вопросы даже из морской практики, основы навигации, такелажного и сигнального дела.

 

О патриотической деятельности Игоря Григорьевича Алепко

В 1975 году на воинском мемориале защитникам Ораниенбаумского плацдарма в городе Сосновый Бор к тридцатилетию Победы в Великой Отечественной войне были установлены гранитные плиты с выбитыми на них именами членов экипажей 12 погибших подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота. Это побудило автора заняться выяснением причин гибели этих подводных кораблей.

Выяснив из различных источников, главным образом из бесед с бывшим командирами подводных лодок «Лембит» А.М. Матиясевичем, М-90 С.С.Руссиным, В.Е.Коржем и членами экипажа подводной лодки С-13 обсто-ятельства гибели этих кораблей, также установив при этом, что за годы войны наш КБФ флот потерял не 12, а 38 подводных лодок, Игорь Григорье-вич стал публиковать собранные материалы в местной печати, и нашел моральную поддержку многих. Надо заметить, что фактические потери в войне были предметом строго охраняемой тайны, и даже Книга памяти под редакцией контр-адмирала С.С. Руссина вышла в пяти экземплярах и рассылалась по списку!

После ряда публикации на эту тему в местной печати по совместной инициа-тиве командования Учебного центра подводников и материалам Алепко в г. Сосновый Бор рядом с воинским Мемориалом в отдельно стоящем деревя-нном доме в 1995 году был открыт Музей морской славы, Первая и единст-венная тогда экспозиция музея состояла из материалов, предоставленных Игорем Григорьевичем. Считая, что в отношении экипажей остальных 26 подводных лодок КБФ допущена вопиющая несправедливость, Игорь Григо-рьевич стал настойчиво добиваться того, чтобы на городском Мемориале были помещены имена всех погибших балтийских моряков-подводников.

В январе 2009 г. в Сосновый Бор по инициативе И.Г. Алепко был создан Военно-исторический клуб, выступая от имени которого автору удалось убедить Совет депутатов Соснового Бора одобрить предложение по устра-нению допущенной дискриминаций в отношении имён почти 1000 подводников, не включённых пока в действующий городской Мемориал. В результате депутатами было принято положительное решение о расширении Мемориала и одобрен проект нового памятника героям-подводникам, созданный лауреатом Государственной премии Ю.Т. Савченко.

 

Предлагаем Вашему вниманию материал с интернет ресурса Маяк № 13 (4574) 22 Февраль 2014 г., Суббота. Анатолий Стаселько. Подвижник. Это слово лучше других характеризует Игоря Алепко — и дело, которому он сейчас служит http://mayak.sbor.net/node/32552

«Казалось бы, уже трудно сказать что-то новое о войне. А если пока и остались какие-то «белые пятна», то о них должны писать военные историки или сотрудники военных архивов, имеющие доступ к первоисточникам. Однако у каждого правила есть исключения. Именно таким исключением стал уникальный труд о действиях нашего Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны. Причём не только надводных кораблей и подводных лодок, но и авиации флота, его береговых, островных и железнодорожных батарей.
Документальная хроника по дням, месяцам, годам — такова форма подачи уникальных материалов…
Приятно сознавать, что их автор — наш земляк, житель Соснового Бора Игорь Григорьевич Алепко. Он сам поручил себе это святое дело, ставшее для него делом долга и совести. По собственной инициативе он взвалил на свои плечи работу, которая по силам не всякому научному коллективу. Как назвать его самого? Есть в русском языке старое, сейчас практически забытое слово — подвижник. Как представляется, оно лучше других характеризует и Игоря Алепко, и дело, которому он сейчас служит.
Жизнь Игоря Григорьевича после окончания в 1948-м году Рижской школы юнг КБФ вплоть до настоящего времени так или иначе связана с флотом. За годы службы на Балтике он досконально изучил акваторию Финского и Рижского заливов, которые до весны 1945 года оставались местами боевых схваток. Юноша внимательно слушал рассказы участников войны, тогда ещё такой недалёкой. Всё это, без сомнения, через годы стало одним из стимулов создания книг о вкладе моряков Балтики в оборону блокадного Ленинграда, а порою и восстановлением исторической справедливости.
В 1975 году в нашем городе на братском захоронении в Устье были установлены гранитные плиты с фамилиями членов экипажей 12 подводных лодок, погибших на Балтике в годы войны. На самом деле таких лодок было 38. Почему о 26 из них «забыли» в 1975 году — тема особого разговора. Мы же отметим следующее. Алепко стал первым, кто в открытой печати опубликовал списки всех экипажей, время и место их гибели (если они были известны).
Несколько слов нужно сказать и о деятельности Игоря Григорьевича, весьма далёкой от творчества. Книгу мало написать, её нужно издать, а это стоит денег, причём немалых, которых у пенсионера нет. И оставалась бы до сих пор его книга в единственном экземпляре, если бы не финансовая поддержка земляков в лице руководства и комитета профсоюза НИТИ, главы муниципального образования Соснового Бора, местных отделений политических партий и депутатов разного уровня»

 

Изданы книги Алепко И.Г.

2008 год - «Краснознаменный Балтийский флот, 1939-1945: Очерки, хроника»

2011год - «Краснознаменный Балтийский флот: Таллиннский переход, Либава, хроника 1942г».

2012год - «Краснознаменный Балтийский флот в кампанию 1943 года: хроника».

2013год - «Краснознаменный Балтийский флот в кампанию 1944 года: хроника».

2014год - «Краснознаменный Балтийский флот в кампанию 1945 года: хроника».

 

Зав.отделом МБУ «СГПБ»

Савицкая Г.Е.

 

© 2024 МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека»
188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, 46
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.