Серьезный подход к серьезному разговору

6 сентября в Государственном музее политической истории России (Санкт-Петербург) состоялся круглый стол «1917 год. Эпоха. События. Судьбы», организованный Комитетом по культуре Ленинградской области и ГКУК «Ленинградская областная детская библиотека» совместно с ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Государственным музеем политической истории России и Ленинградским областным институтом развития образования. Об истории Русской революции 1917 года и освещении этого события на страницах школьных учебников и книг, адресованных детям и подросткам, говорили преподаватели истории и литературы, сотрудники Государственного музея политической истории России. В работе круглого стола приняли участие и сотрудники Сосновоборской городской публичной библиотеки.

2017 год – год столетнего юбилея революции 1917 года. Столетний рубеж – знаковый для исторической памяти. Именно сейчас необходимо поддержать тенденцию примирения общества с событиями 1917 года и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения уроков. Темами докладов участников круглого стола стали историческая картина взятия Зимнего дворца и альтернативность в Революции 1917 года, преподавание в школе истории Великой Российской революции и место этого исторического события в образовательных программах Государственного музея политической истории России.

Отдельной темой разговора явилась русская революция 1917 года на страницах детской литературы. Руководители детского чтения понимают важность проблемы и необходимость ее осмысления. Тема мифа о революции в детской литературе была подробно освещена в докладе В.В. Головина, доктора филологических наук, руководителя Центра исследований детской литературы Института детской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Естественное стремление ребенка к добру и справедливости совпадало с революционными идеалами, что не могло не привести к воспитанию молодежи в коммунистической морали. Детским писателям было необходимо соответствовать идеологическим настроениям общества. Тема детской литературы до и после революции была рассмотрена в докладе С.Г. Маслинской, кандидата филологических наук, ст. научного сотрудника ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, зав. отделом исследования детского чтения ЛОДБ. Все участники круглого стола согласились с тем, что книга, рассказывающая о революции в России, не может давать категорических оценок произошедшего, но должна донести до ребенка всю сложность и важность выбора в ситуации, когда правильный выбор практически невозможен.

Есть разные способы объяснить прошедшую эпоху. Тема русской революции 1917 года требует от ребенка осмысления и оценки истории собственной страны, но эта задача непосильна для ребенка, поэтому особенно важно, чтобы рядом был взрослый человек – родитель, педагог, руководитель чтения – смелый и ответственный взрослый, знающий ответы на вопросы, которые не могут не возникнуть у ребенка читающего и размышляющего. Осознанное восприятие событий ХХ века ребенком – забота взрослых, становление интереса юношества к истории своей страны – серьезная задача для старших.

Сайт Государственный музей политической истории России

http://www.polithistory.ru/visit_us/events/view.php?id=2537

Планируется размещение материалов круглого стола на сайте Ленинградской областной детской библиотеки http://www.deti.spb.ru/bez_granits/

Светлана Артамонова

Заведующий отделом детской и юношеской литературы МБУ «СГПБ»

 

© 2017 МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека»
188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, 46
Яндекс.Метрика