Муниципальное бюджетное учреждение

«Сосновоборская городская публичная библиотека»

 

Ленинградская область, г.Сосновый Бор

 


 

Сценарий

 

Жизнь и творчество Николая Заболоцкого
(Литературно-музыкальный микрофон)

 

г. Сосновый Бор

2013

 

«Огонь, мерцающий в сосуде…»
Жизнь и творчество Николая Заболоцкого
(Литературно-музыкальный микрофон)



ВЕДУЩИЙ(1): Сегодняшний наш Литературно-музыкальный микрофон посвящен памяти Николая Алексеевича Заболоцкого.

Страна Поэзия…Один из верных служителей ее - русский поэт 
Николай Алексеевич Заболоцкий.
   Один мудрый человек сказал примерно следующее: «Не дай вам боже жить в эпоху перемен…». Почему – потому что человека, как щепку, несет и бросает, уничтожает и треплет жизнь, отданная в залог времени и непостоянству власти.
 Чтобы понять и оценить стихи любого поэта, важно знать, что за человек он был, каковы были его интересы и сокровенные мысли, когда было написано стихотворение, что в это время происходило в окружающем мире и в жизни автора…
   Жизнь Николая Заболоцкого самой судьбой разделена на более или менее четко разграниченные 7 периодов. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, произведения для детей, немногочисленные статьи и заметки о литературе – однако, это наследие классика русской поэзии и интереснейшего поэта ХХ столетия.. 

   Итак, я приглашаю вас в путешествие по волнам памяти ХХ века о замечательном поэте Николае Алексеевиче Заболоцком. 

ВЕДУЩИЙ( 2): Вылетев из Африки в апреле 
  К берегам отеческой земли, 
  Длинным треугольником летели, 
  Утопая в небе, журавли. 
  Вытянув серебряные крылья 
  Через весь широкий небосвод, 
  Вел вожак в долину изобилья 
  Свой немногочисленный народ. 
  Но когда под крыльями блеснуло 
  Озеро, прозрачное насквозь, 
  Черное зияющее дуло 
  Из кустов навстречу поднялось. 

  Луч огня ударил в сердце птичье, 
  Быстрый пламень вспыхнул и погас, 
  И частица дивного величья 
  С высоты обрушилась на нас. 
  Два крыла, как два огромных горя, 
  Обняли холодную волну, 
  И, рыданью горестному вторя, 
  Журавли рванулись в вышину


Только там, где движутся светила, 
  В искупленье собственного зла 
  Им природа снова возвратила 
  То, что смерть с собою унесла: 
  Гордый дух, высокое стремленье,
  Волю непреклонную к борьбе -
  Всё, что от былого поколенья 
  Переходит, молодость, к тебе. 
  А вожак в рубашке из металла 
  Погружался медленно на дно, 
  И заря над ним образовала 
  Золотого зарева пятно. 


Ведущий (1)

Я был первым ребенком в семье и родился 24 апреля 1903 г. 
под Казанью, на ферме, где отец служил агрономом (кроме Николая в семье родилось еще 6 детей, 1 умер в раннем возрасте). Позже мы переехали в село Сернур Уржумского уезда.
  Удивительные места были в этом Сернуре: поместье богатея-священника, величественный огромный сад, пруды, заросшие ивами, бесконечные луга и рощи. Вдоволь наслушался я там соловьев, насмотрелся закатов и всей прелести растительного мира. Чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях.

Ведущий (2)

Стихотворение «Осенние приметы» отрывок

Архитектура осени. Расположенье в ней
Воздушного пространства, рощи, речки,
Расположение животных и людей,
Когда летят по воздуху колечки
И завитушки листьев, и особый свет,-
Вот то, что выберем среди других примет.
Жук домик между листьев приоткрыл
И, рожки выставив, выглядывает,
Жук разных корешков себе нарыл
И в кучку складывает,
Потом трубит в свой маленький рожок
И снова скрылся в листьях, как божок.
Но вот приходит ветер. Все, что было чистым,
Пространственным, светящимся, сухим,-
Все стало резким, неприятным, мглистым,
Неразличимым. Ветер гонит дым,
Вращает воздух, листья валит ворохом
И верх земли взрывает порохом.
И вся природа начинает леденеть.
Лист клена, словно медь,
Звенит, ударившись о маленький сучок.
И мы должны понять, что это есть значок,
Который посылает нам природа,
Чтоб перейти в другое время года.

Ведущий (1)

: Из детства Заболоцкий вынес незабываемые впечатления от 
вятской природы и от деятельности отца, любовь к книгам и рано осознанное призвание посвятить свою жизнь поэзии. 
  В 1920 году он покинул родительский дом и направился сначала в Москву, а на следующий год в Петроград, где поступил на отделение языка и литературы Педагогического института имени А. И. Герцена. Голод, неустроенная жизнь и порой мучительные поиски собственного поэтического голоса сопутствовали студенческим годам Заболоцкого. Он с увлечением читал Блока, Мандельштама, Ахматову, Гумилева, Есенина, но скоро понял, что его путь не совпадает с путем этих поэтов. Ближе его поискам оказались русские поэты Державин, Баратынский, Федор Тютчев, из современников – Велимир Хлебников.

): В 1925 окончил институт. 1926 – 1927 годы – служба в армии. И в этот период начинает рождаться Заболоцкий – поэт. В истории поэзии мало примеров такого смелого и сознательного самоизменения, непрерывного самообновления, такого удивительного искусства перешагивать через самого себя.

Николай Заболоцкий — один человек, но два поэта. Питерский ироничный авангардист 20-х годов и московский неоклассик 50-х годов ХХ века. Настолько эмоционально различны этапы творчества одного человека, что даже интересно и здорово находить те душевные нити, которые связывают его образ воедино.

Обычно вначале узнаешь позднего, спокойного Заболоцкого. Он понятнее… И вот потом, когда берешься за сборник стихов этого поэта, возникает странное впечатление. Начинает казаться, что ранний модернистский Заболоцкий как бы тоскует… о себе позднем. Сквозь искрометность, оригинальность, даже сквозь юморной задор его молодых стихов уже просвечивает некая мечта. Мечта великая и невероятно простая. Это упование, чаяние и просто ожидание земной человеческой гармонии.

Казалось бы, неудивительно: кто об этом хоть раз не помечтал? Но ведь тут молодой человек в очень пафосные революционные годы (говоря тогдашним языком, «боец литературного фронта», «на передовой борьбы с миром мещанства») душой тянется к тихой и доброй упорядоченности. И хотя создает страстные озорные стихи, и хотя впоследствии сам напишет: «Я не ищу гармонии в природе», — но в глубине души явно видит идеал во всемирном ладе людей с людьми и с природой. Готовится к пиру, не страшась чумы, уже явной и повсеместной. И проносит это дивное тяготение сквозь всю жизнь, пять с половиной десятилетий, из которых более половины пришлось на сталинские годы.

Его постигнут годы лагерей. Вначале исчезнут друзья, знакомые. Но как раз в этой угрожающей атмосфере 1930-х годов поэзия Заболоцкого поднимается до пушкинской чистоты и строгости.

19 марта 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, от семьи, от свободного человеческого существования. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная “рецензия”. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Н. Тихонов, Б. Корнилов.

Ведущий (2)
  “Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом – сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…” Это строки из очерка Н.Заболоцкого “История моего заключения”.

Ведущий (1)

После ареста он не сломался, выдержал, выжил, в тюрьме писал прекрасный перевод «Слова о полку Игореве», стоя на коленях перед нарами.
По 1944 год Заболоцкий отбывал незаслуженное заключение в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и в Алтайском крае. С весны и до конца 1945 года уже вместе с семьей жил в Караганде. 
Песня «Где-то в поле возле Магадана»
http://www.youtube.com/watch?v=pP8ga59H9D8 – (3мин55с).

Всего 2 стихотворения написаны им за года лагерей "Лесное озеро","Утро»

Ведущий (2).

Стихотворение "Лесное озеро"

Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.
Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищными тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?
Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
Бездонная чаша прозрачной воды
Сияла и мыслила мыслью отдельной,
Так око больного в тоске беспредельной
При первом сиянье вечерней звезды,
Уже не сочувствуя телу больному,
Горит, устремленное к небу ночному.
И толпы животных и диких зверей,
Просунув сквозь елки рогатые лица,
К источнику правды, к купели своей
Склонились воды животворной напиться.

Ведущий (1).

В 1946 году Н. А. Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на все удары судьбы он сумел сохранить внутреннюю целостность и остался верным делу своей жизни - как только появилась возможность, он вернулся к неосуществленным литературным замыслам. Еще в 1945 году в Караганде, работая чертежником в строительном управлении, в нерабочее время Николай Алексеевич в основном завершил переложение "Слова о полку Игореве", а в Москве возобновил работу над переводом грузинской поэзии.

Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным. Были счастливые минуты вдохновения, были сомнения, а порой и чувство бессилия выразить то многое, что скопилось в мыслях и искало путь к поэтическому слову.

Ведущий(1)

Треть созданного Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него - начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке.

Слияние с природой - главная мысль в теме природы у Заболоцкого.

В 1946 году благодаря заступничеству Фадеева Заболоцкий вернулся из ссылки. Страдания семи долгих лагерных и ссыльных лет были наконец-то позади. Не было только крыши над головой. Писатель В.П.Ильенков - человек отважного и великодушного характера - любезно предоставил Заболоцким свою дачу в Переделкине. Николай Чуковский вспоминает: "березовая роща неизъяснимой прелести, полная птиц, подступала к самой даче Ильенкова". Об этой березовой роще в 1946 году поэт напишет дважды:

Ведущий(2)

Уступи мне, скворец, уголок

Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворешнике.

Отдаю тебе душу в залог

За твои голубые подснежники.

 

И свистит и бормочет весна.

По колено затоплены тополи.

Пробуждаются клёны от сна,

Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

 

И такой на полях кавардак,

И такая ручьёв околесица,

Что попробуй, покинув чердак,

Сломя голову в рощу не броситься!

 

Начинай серенаду, скворец!

Сквозь литавры и бубны истории

Ты — наш первый весенний певец

Из берёзовой консерватории.

 

Открывай представленье, свистун!

Запрокинься головкою розовой,

Разрывая сияние струн

В самом горле у рощи берёзовой.

 

Я и сам бы стараться горазд,

Да шепнула мне бабочка-странница:

«Кто бывает весною горласт,

Тот без голоса к лету останется».

 

А весна хороша, хороша!

Охватило всю душу сиренями.

Поднимай же скворешню, душа,

Над твоими садами весенними.

 

Поселись на высоком шесте,

Полыхая по небу восторгами,

Прилепись паутинкой к звезде

Вместе с птичьими скороговорками.

 

Повернись к мирозданью лицом,

Голубые подснежники чествуя,

С потерявшим сознанье скворцом

По весенним полям путешествуя.

И второе. Внешне построенное на простом и очень выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе щемящую грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие “белых вихрей”, общих бед. 

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей, -
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

("В этой роще березовой").

Это стихотворение стало песней в кинофильме "Доживем до понедельника".

В этой роще березовой» http://video.yandex.ru/users/igormigolatiev/view/9/# (2мин.45с).

Ведущий (1).

В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал ни одного интимного стихотворения, и поэтому цикл "Последняя любовь" нежданно-негаданно обжег читателя безысходной печалью, болью прощания с любовью, принесшей такие мучительные сомнения. Цикл этот, написанный в конце жизни поэта ( 07.05.1903 – 14.10.1958) – это первые стихи Николая Заболоцкого о любви, не об абстракной любви, не о любви, как таковой, в жизни людей, не зарисовки из чужих судеб – а своё, личное, прожитое сердцем. осложнения в личной жизни поэта.

Ведущий (2)

В 2000 году, сын поэта – Никита Заболоцкий, в интервью газете “Труд” открыл тайну этого цикла, отвечая на вопрос журналиста:

Е. Константинова: Сдержанный, по свидетельству очевидцев, в обыденной жизни, Заболоцкий оставался таким же и в стихах. Но в цикле “Последняя любовь” чувства выплескиваются без оглядки…

Никита Заболоцкий: – Осенью 1956 года в семье Заболоцких произошел трагический разлад, основной причиной которого стал Василий Гроссман, автор знаменитого романа “Жизнь и судьба”. Поселившись в соседних корпусах на Беговой улице, Заболоцкие и Гроссманы быстро сблизились домами: дружили жены, дети, заинтересованно общались поэт и прозаик. Правда, отношения между этими слишком разными личностями были непростыми. Разговоры с Гроссманом, ядовито-ироничным, резким, всякий раз обращались к тому предмету, который растравлял старые душевные раны Заболоцкого, нарушал с трудом установившееся внутреннее равновесие, необходимое ему для работы. Екатерина Васильевна, как никто понимавшая состояние мужа, тем не менее не могла оставаться равнодушной к силе ума, таланту, мужскому обаянию Гроссмана.. Нельзя передать его удивления, обиды и горя, — вспоминает друг поэта Николай Корнеевич Чуковский. — Он знал все поступки, которые она могла совершить, и вдруг в сорок девять лет она совершила поступок, абсолютно им не предвиденный. Оставшись один, в тоске и несчастье, Заболоцкий никому не жаловался. Он продолжал так же упорно и систематично работать над переводами, как всегда, он внимательно заботился о детях. Все свои муки он выразил только в стихах, — может быть, самых прекрасных из всех, написанных им за всю жизнь. Он тосковал по Катерине Васильевне и с самого начала мучительно беспокоился о ней. Он считал, что они оба виноваты, — значит, винил и себя. Думал о ней постоянно, видел ее всюду. Не делал никаких попыток вернуть ее, но острота тоски его и нежность не проходили.

http://video.yandex.ru/users/lar2932/view/79/# - Очарована, околдована…3 м.45 сек.

Ведущий (1).

В первых числах февраля 1957 года они расстались. Заболоцкий погрузился в работу. А после разговоров с Екатериной Васильевной проникся убеждением, что пройдет время – и она вернется к нему. “Многие мои стихотворения, по существу, как ты знаешь, – писал отец маме в Ленинград 20 января 1958 года, – мы писали с тобою вместе. Часто один твой намек, одно замечание меняли суть дела… А за теми стихами, что писал я один, всегда стояла ты… Ты ведь знаешь, что ради моего искусства я всем прочим в жизни пренебрег. И ты мне в этом помогла”.

Из воспоминаний Николая Чуковского:

Он зашел ко мне как-то во второй половине августа 1958 года, Чуковский свои и перед уходом прочел стихотворение, которое потрясло меня. Это было суровое требование, обращенное к самому себе:

Ведущий (2).

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Ведущий (1)

Прочитав это стихотворение, он ушел веселый. И вдруг через неделю я узнаю, что к Заболоцкому вернулась жена…

Он пережил уход Катерины Васильевны, но пережить ее возвращения он не смог. Сердце его не выдержало, и его свалил инфаркт.

Он прожил еще полтора месяца. Все свои усилия — а он не позволял душе лениться! — он направил на то, чтобы привести свои дела в окончательный порядок. Со свойственной ему аккуратностью он составил полный список своих стихотворений, которые считал достойными печати. Он написал завещание, в котором запретил печатать стихотворения, не попавшие в этот список. Завещание это подписано 8 октября 1958 года, за несколько дней до смерти…»

Ведущий (2)

Вот текст этого литературного завещания:

"Эта рукопись включает в себя полное собрание моих стихотворений и поэм, установленное мной в 1958 году. Все другие стихотворения, когда-либо написанные и напечатанные мной, я считаю или случайными, или неудачными. Включать их в мою книгу не нужно. Тексты настоящей рукописи проверены, исправлены и установлены окончательно; прежде публиковавшиеся варианты многих стихов следует заменять текстами, приведенными здесь".

Ведущий (1).

14 октября 1958 Заболоцкий скончался от второго инфаркта в возрасте 55 лет. 

Песня "Можжевеловый куст" http://video.mail.ru/mail/arkadij-khait/23696/24397.html - (4мин 29с).

Ведущий (1).

Инна Ростовцева называет поэта “открытием”. Он и есть открытие, потому что, пройдя столь тяжелый жизненный и творческий путь, смог остаться самим собой, хотя в первой половине XX века задача оказалась под силу немногим.

http://www.youtube.com/watch?v=3Pt1uLeBMD0 Музыкальные композиции на стихи Заболоцкого.

Спасибо за внимание. До следующих встреч.

*************

Список литературы:

  1. Воспоминания о Н. Заболоцком. – М.: Сов. Писатель,1984. -464с.

  2. Заболоцкий Н.А. Избранные произведения. – М.: Худож. Лит.,1991. – 431с.

  3. Заболоцкий Н.Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого. -2 – е изд., дораб. – СПб.: 2003. – 664с.

  4. Македонов А.В. Николай Заболоцкий. Жизнь и творчество. Метаморфозы.- Л.:Сов. Присатель,1987. – 368с.


 

Подготовила Моисеева Н.Г.

© 2024 МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека»
188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, 46
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МБУ «Сосновоборская городская публичная библиотека» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.